Родословие

I. ОБЩИЕ ПОНЯТИЯ

1) Р. - это список лиц, перечисленных в хронологич. порядке по семьям, родам или племенам (коленам). Почти все древние народы с развитой культурой уделяли большое внимание Р., что нашло свое отражение в обширной литературе по генеалогии. Предметом древней историографии была в первую очередь история династий и племен;
2) в Библии Р. встречаются прежде всего в книгах Бытие; Числа; Руфь; 1Паралипоменон; Ездры; Неемии; Матфея и Луки. Большинство Р. относится ко времени, предшествовавшему образованию Израильского царства, но и в более поздний период, напр. после вавил. плена (Езд; Неем), Р. играли большую роль;
3) особое значение придавалось собственно родословным спискам (см., напр., Быт 5; 11; 25; 36; Исх 6; Руфь 4; 1Пар 1-9; Езд 7). Часто встречаются именные списки, в основе к-рых лежат определ. факты из истории народа (см., напр., Быт 46; Исх 1; Чис 1; 2; 26; Езд 2; 8; Неем 7; 11). Особое место занимает построенная по генеалогич. принципу "таблица народов" (Быт 10). Списки священников, левитов и других служителей при храме тоже составлены с учетом истории их родов (напр., Чис 3; Езд 10; Неем 12). Ученые не располагают отдельными списками царей: они входят в состав других Р. или совпадают с ними (см. Руфь 4; 1Пар 3). Помимо вышеназв. Р., встречается также (и прежде всего в книге Бытие) множество коротких заметок, относящихся к семейной хронике;
4) в 1Тим 1:4; Тит 3:9 под "родословиями", вероятно, подразумеваются умозрительные рассуждения иудеев или язычников-гностиков;
5) Р. бывают двух видов: нисходящие (от предка к потомкам, напр. Руфь 4) и (чаще) восходящие (от потомка к предкам, напр. Езд 7). Сравнения списков показывают, что оба вида Р. иногда имеют пробелы (напр., Мф 1). Принцип симметричности играет большую роль при построении Р.: в Библии представлено по 10 поколений в Р. от Адама до Ноя и от Сима до Авраама (Быт 5; 11); по 70 сыновей Иакова и Вениамина (Быт 46; 1Пар 2; 8); в Р. от Авраама до Христа выделено три группы, каждая из к-рых содержит по 14 поколений (Мф 1). Предположение о том, что в этих случаях мы имеем дело с некоей числовой символикой, представляется более вероятным, чем утверждения, что симметричное расположение имен способствовало лучшему запечатлению Р. в памяти народа. Библ. Р. отличаются от совр. тем, что присутствующие в них такие понятия, как "отец", "сын", "рождать", иногда следует рассматривать не в прямом значении, а с т.зр. порядка наследования (см. Втор 25:5 и след.). Сопоставления Неем 12:22 со ст. 23 и Ездр 5:1 с Зах 1:1 показывают, что слово "сын" во вторых случаях означает внука;
6) библ. Р. - это не просто семейные хроники, поскольку часто они носят отчетливый мессианский характер. В них выделены определ. личности, каждая из к-рых знаменует собой начало нового этапа в истории спасения (напр., Ной, Авраам, Иаков Израиль, Давид, Зоровавель). Их ближайшие родственники исключаются из Р. Спасителя и сливаются с миром обыкнов. людей (напр., Каин, Лот, Исав). Избранными являются только первенцы, на к-рых почиет обетование. Происхождение может сочетаться с богоизбранностью. Иногда Бог использует людей, не принадлежащих к Израилю, с тем чтобы исполнилось обетование, дарованное Аврааму и его прямым потомкам (напр., Асенефу, Быт 46:20; Руфь, Руфь 4:21). Р. строятся не на основе кровных связей между поколениями, а в соответствии с Божьей спасит. волей, не поддающейся законам человеч. логики.

II. ПОНЯТИЕ "ТОЛЕДОТ"
Особого внимания заслуживает евр. слово толедот (от глагола "рождать"), встречающееся в книге Бытие 11 раз и переводимое как "происхождение" (Быт 2:4), "родословие" или "житие" (5:1; 6:9; 10:1; 11:10; 11:27; 25:19; 36:1; 36:9; 37:2). Толедот можно перевести также как "история рода, обращенная к его началам". П.Й.Виземан указывает на то, что предложения, в к-рые входит слово толедот - "вот родословие такого-то...", - это не вводные формулы к Р. и другим родовым хроникам, а заключит. предложения отдельных повествований (особенно отчетливо это заметно в Быт 2:4). Т.о., толедот и стоящее рядом с ним имя (за искл. Быт 2:4) указывают на составителя или на того человека, чья родословная составлена. По мнению Виземана, такой лит. прием был использован при составлении древневавил. надписей на глиняных табличках. Он делает вывод, что, вероятно, раздел Быт 1:1 - 37:2 изначально был записан на 11 глиняных табличках, каждая из к-рых заканчивалась предложением со словом толедот и на к-рых в десяти случаях указывалось имя их составителя или владельца. Если Виземан прав, то можно сделать выводы о времени создания, авторах и композиции Первой книги Моисея.
III. РОДОСЛОВИЕ ИИСУСА

1) Р. Иисуса Христа приводится в НЗ дважды: в Мф 1:1-17 и в Лк 3:23-38. В Ев. от Матфея оно представлено в нисходящей форме - от Авраама до Христа, а евангелист Лука возводит родословие Иисуса через Адама к Богу. Матфей представляет Христа сыном Давида и полноправным носителем обетования, дарованного Аврааму, т.е. обещанным Мессией (Мф 1:1). Лука рассматривает личность Иисуса в связи с историей всего человеч. рода, в начале к-рого стоит Бог (Лк 3:38). Но он утверждает, что Иисус является потомком Бога в том же смысле, в каком люди являются потомками своих прародителей: "Иисус ... был, как думали, сын Иосифов" (Лк 3:23). Иисус - это "второй Адам", но Он находится в иных отношениях с Богом, чем первый. Тем самым Лука затрагивает тайну происхождения Иисуса как Сына Божьего, Который одноврем. связан со всеми людьми;

Матфей Лука
Авраам Бог Ионан
Исаак Адам Иосиф
Иаков Сиф
Иуда (- Фамарь) Енос Иуда
Фарес и Зара Каинан Симеон
Есром Малелеил Левий
Арам Иаред Матфат
Аминадав Иорим
Наассон Енох Елиезер
Салмон (- Рахава) Мафусал Иосия
Вооз (- Руфь) Ламех
Овид Ной Ир
Иессей Сим Елмодам
Арфаксад Косам
Давид (- жена Урии) Каинан Аддий
Соломон Мелхия
Ровоам Сала Нирий
Авия Евер Салафиил
Аса Фалек
Иосафат Рагав Зоровавель
Иорам Серух Рисай
(Охозия) Нахор Иоаннан
(Иоаc) Фара Иуда
(Амасия) Иосиф
Озия Авраам Семей
Иоафам Исаак Маттафия
Ахаз Иаков
Езекия Иуда Мааф
Манассия Фарес Наггей
Амон Есром Еслим
Иосия Арам1 Наум
Арний Амос
Иоаким2 Админ Маттафия
Иехония Аминадав Иосиф
Салафиил Наассон
Зоровавель Салмон Ианнай
Авиуд Вооз Мелхий
Елиаким Овид Левий
Азор Иессей Матфат
Садок Давид Илий
Ахим Иосиф
Елиуд Нафан ИИСУС
Елеазар Маттафай
Матфан Маинан
Иаков Мелеай
Иосиф Елиаким
ИИСУС
1 Имя Арама отсутствует в ряде авторитетных рукописей Ев. от Луки.
2 Имя Иоакима отсутствует в ряде авторитетных рукописей Ев. от Матфея.
Родословия Иисуса, представленные в Евангелии от Матфея и в Евангелии от Луки.

2) оба родословных списка имеют пробелы (напр., Матфей опускает имена Охозии, Иоаса и Амасии) и строятся по символич. принципу, в основе к-рого лежит число 7 (3 х 7 родов от Бога до Фары, 2 х 7 родов от Авраама до Давида и от Нафана до Салафиила, 3 х 7 родов от Зоровавеля до Иисуса). Родословная ветвь от Бога до Иисуса прослеживается только в Ев. от Луки. На отрезке Р. от Авраама до Давида у Матфея и Луки много соответствий, и только в Лк 3:33 в разных греч. рукописях имеются значит. разночтения. На отрезке от Давида до Иехонии Р., приводимые Матфеем и Лукой, полностью расходятся. Матфей проводит родословную линию через Соломона к Иехонии, а Лука - через Нафана (другого сына Давида) к Нирию. На отрезке от Салафиила до Иисуса Христа Р. совпадают только в двух первых и двух последних родах: Салафиил и Зоровавель, Иосиф и Иисус. Различает их и то, что, согл. Матфею, Салафиил был сыном Иехонии, а согл. Луке, - сыном Нирия, а также то, что Матфей называет Иосифа сыном Иакова, а Лука - сыном Илия. Матфей говорит о 42 поколениях от Авраама до Христа, включая сюда двух сыновей Иуды (Мф 1:3). Лука же для данного отрезка времени называет 56 имен, а для периода от Адама до Иисуса - 77 (по разным рукописям от 76 до 72);
3) при сопоставлении обоих Р. встают два основных вопроса (здесь мы не касаемся проблемы различного числа поколений у Матфея и Луки и вопроса об Арнии, Араме и Админе):

а) почему Салафиил в одном случае назван сыном Иехонии (Мф), а в другом - сыном Нирия (Лк), причем Матфей возводит Р. Иисуса к Давиду через Соломона, а Лука, напротив, через Нафана? Возм., Нирий женился на дочери Иехонии, единственной из его детей, оставшейся в живых и ставшей поэтому его наследницей, и у нее родился сын Салафиил. В этом случае Матфей прослеживает официально признанную линию, ведущую к Давиду через Иехонию и Соломона, а Лука имеет в виду физическое происхождение - через Нирия и Нафана (см. 3617:Салафиил);
б) почему Матфей отцом Иосифа называет Иакова, а Лука - Илия? Древнейшая из известных нам версий принадлежит Юлию Африкану (220 г. по Р.Х.): деды Иосифа в разное время были женаты на одной женщине, к-рая от этих браков имела сыновей, сводных братьев Илия (Лк) и Иакова (Мф). Илий умер бездетным, а Иаков, по обычаю левирата, женился на вдове Илия (ср. Втор 25:5 и след.), и в результате этого брака родился Иосиф. Т.о., Иосиф был родным сыном Иакова (Мф) и через линию Матфан - Соломон стал прямым потомком Давида. Согл. обычаю левирата (Втор 25:6), одноврем. с этим он считался "сыном" Илия, своего дяди, чье Р. через Матфата - Нафана восходило к Давиду. Со времен Реформации широкое распространение получила иная версия, согл. к-рой Матфей прослеживает Р. Иисуса по отцовской линии наследования через Иосифа, а Лука - по материнской, через Марию. В этом случае Лука называет Иосифа "сыном" (зятем) Илия в правовом отношении, т.к. женщина не могла указываться в Р. в качестве звена в цепочке наследования.

Постоянная ссылка на эту страницу old.bibleonline.ru/slovari/brockhaus/rodoslovie/.

Словарь




© Библия Онлайн, 2003-2024
Перейти на новую версию сайта.