Гедеон

(евр. Гидон, от араб. "с поврежденной рукой" или "разрушать, разбивать на куски" ), сын Иоаса, потомка Авиезера из колена Манассии, живший в см. 3113:Офра (2) (Суд 6:11). Вероятно, Г. жил прим. в XII в. до Р.Х. Он был призван стать судьей в то время, когда Господь наказал израильтян за непослушание, предав их произволу мадианитян на 7 лет. Мадианитяне вместе с амаликитянами и племенами с востока нападали на израил. земли вплоть до Газы, опустошая поля всякий раз, когда они были засеяны, и уводя скот. Тем самым они лишали страну пропитания. Из страха перед мадианитянами израильтяне соорудили себе "ущелия в горах, пещеры и укрепления". Они воззвали к Господу, и Он послал к ним пророка, к-рый обличил их "в отпадении" от Бога. Одноврем. ангел Господень явился Г., к-рый "выколачивал пшеницу в точиле, чтобы скрыться от глаз мадианитян". Ангел призвал его освободить Израиль. Получив от Господа наказ, Г. построил жертвенник и назвал его "Господь - мир". В ту же ночь, по повелению Господа, Г. разрушил жертвенник Ваала и срубил стоявшее рядом с ним свящ. дерево, идол см. 434:Ашера. Жители города потребовали от Иоаса, отца Г., чтобы он выдал им сына для казни. Но Иоас ответил им: если Ваал - действительно бог, "то пусть сам вступится за себя" и "судится" с Г. С тех пор Г. стали называть Иеро-ваалом, что означает"пусть судится Ваал". В евр. тексте 2Цар 11:21 имя Иероваал (евр. Йеруббаал) заменено на Йеруббешет (Йеруббошет); имя бога Ваала заменено на слово бошет ("стыд") (см. 1755:Иевосфей, см. 2599:Мемфивосфей). Для нападения на мадианитян и их союзников, расположившихся лагерем в Изреельской долине, Г. созвал колена Манассии, Асира, Завулона и Неффалима (Суд 6:33-35). Он испросил у Господа знамение и получил его в виде росы на стриженой шерсти (ст. 36-40). С 300 воинами, к-рых он, по Божьему указанию, отобрал из 22 тыс. человек посредством опрецел. испытания, Г. обратил врага в бегство. По призыву Г. ефрем-ляне отрезали беглецам путь к переправе через Иордан и пленили двух мадиамских князей, Орива и Зива: оба князя были затем убиты (Суд 7). Г. с 300 воинами переправился через реку и продолжил преследование врагов. На требование Г. снабдить его войско хлебом жители Сокхофа и Пенуэла ответили отказом (Суд 8:4-9). Г. напал на находившийся в Каркоре лагерь мадиамских царей Зевея и Салмана, разбил их войско, а самих царей взял в плен. На обратном пути он наказал жителей Сокхофа и Пенуэла. Когда выяснилось, что Зевей и Салман убили на Фаворе братьев Г., он умертвил их по закону кровной мести (ст. 18-21). После одержанной победы израильтяне предложили Гедеону цар. власть, но он, зная, что царь Израиля - Господь, отклонил их предложение. Однако он испросил себе по серьге из добычи каждого. Общий вес этих украшений составил 1700 золотых сиклей (ок. 20 кг). Из этого золота Г. сделал см. 1471:Ефод (что подразумевается в данном случае под ефодом, неизвестно) и "положил его в своем городе, в Офре". В результате этого весь Израиль,"блудно" ходивший к ефоду, обратился к идолопоклонству. Ефод оказался "сетью Гедеону и всему дому его" (см. 47:Авимелех). Своими великими деяниями в качестве судьи и военач. Г. обеспечил израильтянам мир и покой на 40 лет. Но то обстоят-во, что он косвенно склонил израильтян ко греху, показывает, что институт судей - при всех положит. моментах - имел преходящий характер. После смерти Г. Израиль проявил неблагодарность к его памяти и снова обратился к служению Ваалу. Но победы Г. не были забыты (Пс 82:10,12; Ис 9:4; 10:26). В Евр 11:32 Г. назван в числе великих ветхозаветных мужей веры. Среди судей он был одной из наиб. выдающихся личностей, однако его победы были победами Господа. Г. был погребен в своем родном городе Офре.

Постоянная ссылка на эту страницу old.bibleonline.ru/slovari/brockhaus/gedeon/.

Словарь




© Библия Онлайн, 2003-2024
Перейти на новую версию сайта.