Святость, святое

I. ЭТИМОЛОГИЯ СЛОВА
Святое (евр. кадош; греч. гагиос) - это нечто возвышенное, выходящее за рамки обычного, освященное и неприкосновенное. Святость предполагает определ. связь с Богом и поэтому ассоциируется с чистотой и непорочностью - в противоположность греховности.
II. СВЯТОСТЬ В БИБЛИИ

1) ПОНЯТИЕ С. относится исключит. к Богу и в своей сущности определяется Им. С. - неотъемлемое качество Бога, отличающее Его от всех созданий и всего сотворенного (Исх 15:11: "Кто, как Ты, величествен святостью, досточтим хвалами, Творец чудес?"). С. Бога проявляется как неприкосновенное, недостижимое для человека, грозное и ужасающее см. 730:Величие, а также как притягат., благодатная, благословляющая сила, как см. 3962:Суд и см. Милость, как праведность (см. Справедливость, праведность) и (см. 2448:Любовь, любить);
2) С. УТВЕРЖДАЕТСЯ через Бога - Святого (Ис 6:3) и Освящающего (Иез 37:28). Человек, дело и время становятся святы, когда Бог делает их Своими, тем самым освящая. Не человек творит С., С. исходит от Бога; поскольку Он свят, то и нам следует быть святыми (Лев 11:44 и след.; 19:2);
3) все, что называется святым помимо Бога, источника и первопричины С., обязательно связано с Ним:

а) народ ИЗРАИЛЯ - это народ Божий и потому представляет собой "царство священников и народ святой" (Исх 19:6);
б) СВЯЩЕННИКИ святы потому, что избраны и освящены Богом (Лев 21:1-9); прежде всего это относится к см. 3186:Первосвященнику, на золотой табличке к-рого начертано: "Святыня Господня" (Исх 28:36);
в) МЕСТА Божьего откровения святы, поскольку находятся во владении Бога, как, напр., "земля святая" вокруг горящего куста (Исх 3:5) или святой город см. 1814:Иерусалим, место присутствия Бога (Ис 48:2; 52:1);
г) свято посвященное Богу ВРЕМЯ, как, напр., см. 3958:Суббота (Исх 35:2), праздники Господни и праздничные собрания (Лев 23:4 и след.);
д) священны ПРЕДМЕТЫ, если они служат Богу, как, напр., ковчег завета (2Пар 35:3; ср. 2Цар 6:6 и след.), обрядовая богослужебная утварь (Чис 31:6), жертвы (Иез 42:13), хлеба предложения (1Цар 21:4), вода (Чис 5:17), десятина (Лев 27:32), предметы одеяния священника (Исх 28:2);
е) по поводу святого пути (Ис 35:8) см. 3440:Путь (II,3);

4)

а) говоря о БОГЕ Отце, НЗ использует слова из ВЗ (Ис 6:3): "Свят, свят, свят Господь Бог Вседержитель" (Откр 4:8). Сам Иисус в молитве обращается к Богу со словами: "Отче Святый" (Ин 17:11). Определение "святой", употребляемое в отношении Иисуса, свидет-вует о Его Божеств. происхождении. "Святой Дух" Божий снизошел на Марию, поэтому "рождаемое Святое" наречено Сыном Божьим (Мф 1:18; Лк 1:35). Эта сущность Иисуса проявляется, напр., в тот момент, когда бесы, подчиняясь Ему, называют Его "Святым Божиим" (Мк 1:24);
б) святыми названы см. 235:Ангелы, сопровождающие грядущего во славе Сына Человеческого (Мф 25:31), см. 3412:Пророки, устами к-рых говорил Бог (Лк 1:70), а также см. 262:Апостолы и пророки, к-рым через Св. Духа открыта тайна Христова (Еф 3:4 и след.). Иоанн Креститель назван "мужем праведным и святым" (Мк 6:20);
в) С. присуща Божьему народу НЗ, Церкви Иисуса (см. 4585:Церковь, собрание, община) (Рим 11:16). Ап. Павел, обращаясь к своим читателям, называет их "избранными святыми" (Рим 1:7; 1Кор 1:2), христианами, к-рые "во Христе" (Рим 8:1) и к-рые являются членами Его Тела - Церкви;

5) причастность людей (см. 4626:Человек) к С. как свойству, присущему Богу (Еф 4:24), - одна из главных тем НЗ, в то время как святые предметы, в отличие от ВЗ, здесь не упоминаются. Выражения "святое место" (Деян 6:13) и "святый град" (Мф 27:53) употреблены в их ветхозаветном значении. Иисус Христос открывается как Сын Божий, как Мессия и как см. Господь Своей Церкви (Рим 1:4), ставшей отныне святым Храмом Божьим (1Кор 3:17).

Постоянная ссылка на эту страницу old.bibleonline.ru/slovari/brockhaus/Int3688/.

Словарь




© Библия Онлайн, 2003-2024
Перейти на новую версию сайта.