Что такое молитвенный лабиринт? Соответствуют ли молитвенные лабиринты Библии?

Лабиринт является путем, ведущим по кольцу к центру сложной конструкции и обратно. Такие лабиринты являются одномаршрутными; то есть, они имеют только одно направление – в них невозможно потеряться.

Молитвенный лабиринт используется для содействия молитве, размышлениям, духовной трансформации и/или обретению единства со вселенной. В число самых известных молитвенных лабиринтов входят древний лабиринт в соборе Шартра, Франция, лабиринт в соборе Дуомо ди Сиена, Тоскана, и еще два при соборе Благодати епископальной церкви в Сан-Франциско. Хотя молитвенные лабиринты использовались в католических соборах в течение многих столетий, в последнее десятилетие наблюдается всплеск их популярности среди «появляющихся церквей», групп Нью Эйдж и неоязычников.

Лабиринты использовались в самых разнообразных культурах в течение как минимум 3500 лет. Остатки древних лабиринтов были найдены на Крите, в Египте, Италии, Скандинавии и Северной Америке. Древние лабиринты имели так называемую «классическую» конструкцию из семи колец. Они выполняли явно языческие функции: многие лабиринты были посвящены богиням и использовались в ритуальных обрядах. Индейцы племени Хопи считали лабиринты символом матери-земли, а сотни каменных лабиринтов вдоль скандинавского побережья использовались в качестве магических ловушек для троллей и злых ветров для безопасной рыбной ловли.

В средние века Католическая церковь начала использовать лабиринты для собственных целей в своих соборах. Классическая форма уступила более сложной конструкции из 11 схем в 4 квадрантах – ее принято называть «средневековой». В католицизме лабиринт может символизировать несколько вещей: жесткий и извилистый путь к Богу, мистическое восхождение к спасению и просветлению или даже паломничество в Иерусалим для тех, кто не мог посетить Израиль.

К современному возрождению лабиринтов и их использования в церкви имеют отношение такие группы, как Общество лабиринтов (The Labyrinth Society) и Veriditas. Члены этих групп называют лабиринт «божественным отпечатком», «мистической традицией», «священным путем» и «священными вратами». Программной целью Veriditas является «трансформация человеческого духа» с использованием «лабиринта как практики для личного исцеления и роста, как инструмента для формирования сообщества, средства глобального мира и метафоры расцвета духа в нашей жизни» (с официального сайта Veriditas).

Согласно Veriditas, прохождение молитвенного лабиринта включает 3 этапа: очищение, освещение и воссоединение. Очищение происходит по мере продвижения к центру лабиринта. На этом этапе человек изливает заботы жизни и открывает свое сердце и разум. Освещение имеет место в центре лабиринта – это время «получения того, что ждет вас там» через молитвы и размышления. Воссоединение – когда человек выходит из лабиринта, оно включает в себя «присоединение к Богу, вашей Высшей силе или исцеляющим силам, действующим в мире».

Сторонники молитвенных лабиринтов говорят об их использовании с целью достижения просветления, связи со вселенной и лучшего познания себя. Некоторые из них, такие как д-р Лорен Артресс (Lauren Artress), президент Veriditas, также говорят о «множественных уровнях сознания», которые озаряют молящегося в лабиринте, включая ощущение того, что он является «одним из тех странников, идущих по древним лабиринтам. Это ощущение приходит как бы из другого времени; ты понимаешь, что это происходит не в этой жизни» (из интервью на официальном сайте Veriditas).

Возможно, как дань древнему поклонению богиням, в центре многих молитвенных лабиринтов находятся женские символы. Д-р Артресс признает наличие такого символизма и свободно говорит о воссоединении в лабиринте со «священной женственностью» и необходимости рассматривать Бога как относящегося к мужскому и женскому роду.

Соответствуют ли молитвенные лабиринты Библии? Нет. Мало того, что лабиринты нигде не упоминаются в Писании, – эта практика противоречит нескольким библейским принципам поклонения и молитвы.

1. Бог благоволит тем, кто поклоняется Ему в духе и истине (Иоанна 4:24; Филиппийцам 3:3; Псалом 28:2). Сторонники молитвенных лабиринтов говорят о «поклонении тела» и делают ударение на использовании всех органов чувств в поклонении. Но поклонение тела не является библейской концепцией. Мы живем верой, а не зрением, и поклонение не является сенсорной, физической активностью – поклонение исходит из сердца, выражаемое в хвале и служении Богу. Для новозаветного верующего поклонение не имеет ничего общего с внешними атрибутами – такими как зажигание свечей, стояние на коленях у алтаря или хождение по кругу.

2. Молитва не должна превращаться в ритуальное действие (Матфея 6:5-8). Д-р Артресс говорит, что «ритуал питает душу» и рекомендует повторные, регулярные прохождения через лабиринт. Если бы ритуал на самом деле был пищей для души, то фарисеи во времена Иисуса должны были владеть самыми «откормленными» душами – вся их религиозная система изобиловала ритуалами и традициями. Тем не менее, Иисус неоднократно критиковал их за омертвение и лицемерие их религии (Матфея 15:3; Марка 7:6-13).

3. Каждый верующий имеет разум Христа (1 Коринфянам 2:16). Многие люди, проходящие через молитвенные лабиринты ищут особого понимания, нового откровения или познания «бога внутри себя». Такой акцент на мистицизме и эзотерическом познании опасно близок к гностицизму и мышлению Нью Эйдж. Христианин не нуждается в мистическом опыте или внебиблейском откровении: «А на вас – помазание Святого, и, значит, все вы обладаете знанием» (1 Иоанна 2:20; тут и далее – перевод Российского Библейского общества).

4. Бог близок ко всем призывающим Его в истине (Псалом 144:18; Деяния 17:27). Ни один ритуал, в том числе хождение по лабиринту, не может помочь человеку приблизиться к Богу. Иисус есть путь (Иоанна 14:6). Все, что требуется, – лишь покаяние и вера (Деяния 20:21).

5. Библии достаточно, чтобы сделать христианина святым, мудрым и полностью готовым к своему служению в этом мире (2 Тимофею 3:15-17). Утверждения, что для того, чтоб обрести реальную силу, мы должны добавить к Библии мистицизм или традиции, являются ничем иным как пренебрежением Божьим Словом и работой, которую Дух осуществляет через него.

Исторически лабиринты использовались в язычестве и со временем были приняты католичеством. Теперь же их перенимают «появляющиеся церкви» и другие люди, ищущие духовность вне Библии. Предупреждения Павла должно быть достаточно для нас, чтобы держать свой взгляд на Иисусе и избегать пустых ритуалов: «Смотрите, чтобы никто не завлек вас в сети пустым и лживым философствованием, идущим от людских преданий и стихий мира, а не от Христа» (Колоссянам 2:8).

© При написании данного ответа на сайте частично или полностью использовались материалы сайта gotQuestions?org!

Владельцы ресурса Библия Онлайн, могут частично или вовсе не разделять мнение данной статьи.

Постоянная ссылка на эту страницу old.bibleonline.ru/qa/716-prayer-labyrinth/.

Темы



© Библия Онлайн, 2003-2024
Перейти на новую версию сайта.