Что такое Lectio Divina или Божественное чтение?

Lectio Divina на латыни означает «Божественное, духовное или священное чтение» и обозначает метод молитвы и чтения Писания, нацеленный на общение с Богом и получение особого духовного озарения. Принципы Божественного чтения были изложены около 220 лет назад и позже практиковались католическими монахами, в частности, в орденах Пахомия, Августина, Василия и Бенедикта.

Практика Божественного чтения сегодня очень популярна среди католиков и гностиков и становится неотъемлемой частью богослужебной практики «появляющейся церкви». Папа Бенедикт XVI сказал в своей речи в 2005 году: «Я бы, в частности, хотел вспомнить и порекомендовать древнюю традицию Божественного чтения: усердное чтение Священного Писания, сопровождаемое молитвой, ведет в тому близкому диалогу, в котором читающий слышит Бога и в молитве отвечает Ему с открытым в доверии сердцем». Также считается, что Lectio можно адаптировать для последователей других религий под чтение их писаний – будь то Бхагавадгита, Тора или Коран. Нехристиане могут просто внести соответствующие коррективы, согласно секулярным взглядам. Более того, четыре принципа Божественного чтения могут также быть адаптированы под четыре психических функции Юнга – мышление, чувство, ощущение и интуиция.

Практика Божественного чтения начинается с релаксации, принятия комфортного положения и очищения разума от земных мыслей и забот. Некоторые люди, практикующие lectio, утверждают, что для концентрации им помогает серия глубоких очищающих вдохов и повторение избранной фразы или слова, что помогает освободить разум. Далее они следуют четырем шагам:

Lectio (чтение) ¬– чтение библейского отрывка несколько раз, тихо и медленно. Текст сам по себе не настолько важен, как необходимость прочувствовать каждую часть читаемого, стремление услышать «голос в тишине» из слова или фразы, которые имеют какое-то значение для читающего.

Meditatio (размышления) – размышление над текстом отрывка и о том, как он относится к жизни человека. Это считается очень личным процессом.

Oratio (молитва) – реакция на отрывок, раскрытие сердца Богу. Это – прежде всего не интеллектуальное занятие, а, скорее, начало разговора с Богом.

Contemplatio (созерцание) ¬– слушание Бога. Это является освобождением себя от собственных мыслей, как земных, так и благочестивых, и слушание того, как Бог обращается к нам. Открытие разума, сердца и души для Божественного влияния.

Естественно, связь между чтением Библии и молитвой приветствуется: они всегда должны идти вместе. Тем не менее, следует обращать внимание на опасности, присущие такого рода практикам, а также на поразительную схожесть с трансцедентальной медитацией и другими опасными ритуалами. Она может превратиться в погоню за мистическим опытом, где целью является освобождение разума и обретение какой-то особой личной силы. Христианин должен использовать Писание, стремясь к познанию Бога, мудрости и святости через объективное понимание текста с целью изменения разума истиной. Бог сказал, что Его народ гибнет, будучи лишенным знания (Осии 4:6), а не мистического, личного опыта общения с Ним.

Приверженцы сверхъестественного подхода к тексту стремятся вырывать его из контекста и естественного значения и использовать субъективным, индивидуалистическим, экспериментальным путем, для которого он никогда не предназначался. Именно тут lectio и гностицизм имеют нечто общее. Христианский гностицизм является убеждением, что человек должен владеть «гнозисом» (от греческого «гноско» – «знать») или мистическим, внутренним знанием, полученным только после определенного посвящения. Лишь единицы могут владеть этим мистическим знанием. Естественно, идея владения особым знанием крайне привлекательна и дает «знающему» ощущение важности и уникальности в том, что он имеет особый опыт с Богом, которого не имеет никто другой. «Знающий» верит, что массы не владеют духовным знанием и лишь воистину «просвещенные» могут испытать Божье присутствие. Таким образом, происходит повторное введение в церковь созерцательной или центрирующей молитвы – медитативной практики, сосредоточенной на мистическом опыте с Богом. Созерцательная молитва похожа на практики, используемые в восточных религиях и культах Нью Эйдж, и не имеет какого-либо библейского основания, хотя молящиеся используют Библию в качестве отправной точки.

Более того, абсолютно очевидна опасность, присущая открытию нашего разума и стремлению услышать «божественный» голос. Молящиеся созерцательной молитвой столь страстно желают услышать что-то – что-нибудь – что могут потерять объективность, необходимую для различения Божьего голоса, своих собственных мыслей и демонического воздействия. Сатана и его приспешники постоянно пытаются вторгнуться в умы невинных жертв; и открывать свой разум таким образом является верным способом навлечь на себя беду. Мы никогда не должны забывать, что сатана всегда рыщет рядом, стараясь уничтожить наши души (1 Петра 5:8), и может казаться ангелом света (2 Коринфянам 11:14), внушая обман в наш открытый и восприимчивый разум.

Наконец, отличительной чертой lectio divina являются нападки на достаточность Писания. В то время как Библия говорит, что ее достаточно для христианской жизни (2 Тимофею 3:16), последователи lectio отрицают это. Люди, практикующие «диалоговую» молитву, в поисках особого Божьего откровения просят Господа отбросить то, что Он уже открыл человечеству, как будто Его обетования относительно Своего вечного Слова ничего не значат. Псалом 18:8-12 содержит убедительные утверждения относительно достаточности Писания. Оно – совершенно, возвращает жизнь; верно, несет радость сердцу; светло, просвещает взор; чисто; «праведность и истина» и «вожделенней, чем золото». Если Бог на самом деле имел в виду все, сказанное в этом псалме, то в дополнительном откровении нет нужды, и просить Его об этом означает отвергать то, что Он уже открыл.

Ветхий и Новый Заветы являются словами Господа, которые необходимо изучать, над которыми следует размышлять, молиться и запоминать ради знания и понимания их объективного значения и авторитета Божьего, который они несут, а не из-за мистического опыта или ощущения личной силы и внутреннего мира. Сначала идет основополагающее знание, а тогда приходят длительный опыт и мир как побочный продукт должного знания и общения с Господом. Если человек принимает этот взгляд на Библию и молитву, он вовлекается в тот вид медитации и молитвы, который всегда приветствовали последователи Христа, истинно верящие Библии.

© При написании данного ответа на сайте частично или полностью использовались материалы сайта gotQuestions?org!

Владельцы ресурса Библия Онлайн, могут частично или вовсе не разделять мнение данной статьи.

Постоянная ссылка на эту страницу old.bibleonline.ru/qa/710-lectio-divina/.

Темы



© Библия Онлайн, 2003-2024
Перейти на новую версию сайта.